|
Трос, канат, веревка: отличия, применение.
Как трос, так и канат
представляют собой достаточно прочную большой толщины
веревку, используемую для различных целей.
Основываясь на разные источники, можно сделать вывод, что четкой границы между
понятиями «трос» и «канат» не существует. Однако раньше в морском деле канатом
назывался пеньковый трос, окружность которого превышала 13 дюймов, а также
равный ему по прочности трос любого размера, изготовленный из иных материалов.
Слово «канат» нередко употребляется применительно к толстому тросу по сравнению
с более тонкими веревками. Термин «трос» имеет весьма ограниченное,
профессиональное применение, к примеру в авиации. Он представляет собой
металлический канат, произведенный из стальной проволоки. Применяется для
передачи усилий от штурвала самолета к рулям и для соединения управляющих
деталей. В строительных машинах и конструкциях, в общем машиностроении
использование данного определения недопустимо – следует говорить «стальной
канат».
Понятие «трос» - это крученное или витое изделие. Веревка - это
тонкий гибкий трос. Канат - это слово синоним «троса». Канатом ранее
называли пеньковые, льняные, джутовые, хлопчато-бумажные тросы больших
диаметров. Когда изготавливают трос используют три этапа, то есть волокна из
которых изготовлен трос свивают три раза:
1 этап - свивают пряжу.
2 этап - из пряжи изготавливается пряди.
3 этап- из пряди скручивают трос.
Тросы изготавливаются различных видов в зависимости от их применения. Бывает
трос трехпрядный, четырехпрядный, могут даже встречаться пятипрядные троса, но
они более жесткие и грубые. Трехпрядный трос гараздо крепче четырехпрядного, но
четырехпрядный трос на порядок мягче трехпрядного. В производстве стальных
тросов обычно встречаются троса из шести прядей внутри которого расположен
сердечник из Х/Б нити, этот сердечник бывает также и стальной (имеется в виду
еще ода прядь троса). Такой трос менее гибкий но гораздо прочнее шестипрядного
троса. Трос изготовленный из синтетического материала (полипропиленовый,
кордовый, полиамидный) имеет аналогичный принцип изготовления что и трос их
натуральных волокон. Как правило такой трос состоит из большего количества
прядей, чем от 7 до 16. Этот трос может быть оплетен оплеткой, и может состоять
из прямых прядей которые являются сердечником. В данное время трос широко
используется в различных сферах промышленности. Троса из натуральных волокон
(такие как лен, джут) используются в качестве декораций. Трос, сделанный из льна
джута, очень хорошо впишется в интерьер вашего дома построенного из сруба, бани,
кафе, везде где присутствуют изделия из дерева. Полипропиленовый трос (канат)
широко применяется в морском деле для привязывания кораблей, потому что
полипропиленовый трос (канат) не тонет в воде. Еще полипропиленовый трос (канат)
используют для протяжки рыболовных сетей. Полиамидный трос (капроновый трос)
широко применяется в альпинизме, для перетягивания, подвешивания различного
груза. Так же полиамидный трос можно применять для буксирования транспорта так
как у этого вида троса очень высокая разрывная нагрузка. Трос стальной
изготавливают из стальной проволоки свитой по спирали. Трос стальной в
применяется для хозяйственных нужд. Этот вид троса может использоваться на
большинстве грузоподъемных устройствах (лебедки, блоки для подъема груза) для
перевязки различных грузов, а также для крепления и растяжки различных мачт,
вышек телекоммуникаций , антенн Кроме того стальной трос применяется при
прокладке различных кабелей по воздуху между различными опорами, стенами домов,
зданий, может использоваться в качестве несущего троса. Для крепления рекламных
щитов. Стальной трос можно использовать для монтажа различных ограждений и
конструкций. А так же использовать в сельском и народном хозяйстве. Стальной
трос покрыт цинковым покрытием. Именно эти свойства способствуют долговременной
эксплуатации этих стальных тросов.
В настоящее время существует два типа веревок: крученные и плетенные, или
веревки кабельного типа. Обычно, при одинаковом материале и одинаковой толщине,
крученная верёвка, в сравнении с плетённой, имеет лучшие прочностные и
динамические характеристики. В то же время, благодаря тому, что плетённая
верёвка имеет несущую сердцевину и защитную оплётку, она лучше защищена от
механических повреждений и неблагоприятного воздействия солнечного света. У
типичной верёвки такого типа сердцевина состоит из нескольких десятков тысяч
синтетических нитей. Они распределены в два, три или более прямых, плетёных или
крученых жгута, в зависимости от конкретной конструкции и требуемых
эксплуатационных характеристик.
По способу применения веревки разделяются на динамические веревки, статические
веревки и вспомогательные веревки.
Динамические веревки применяют для страховки на туристическом маршруте при
хождении со страховкой, в альпинизме. Основное свойство динамических верёвок -
это способность амортизировать динамический удар. Статическая веревка
применяется для упаковки, транспортировки или поднятии грузов, крепежа,
монтажных работах, при спасательных работах и в промышленном альпинизме.
Основное отличие их от динамических — статическая веревка на должна сильно
растягиваться.
Шпагат - это скрученная или сплетенная нить, подвязочная веревка, которая
в настоящее время служит для обвязывания, упаковки, сшивания товаров,
материалов, сырья. Применяется шпагат широко - в промышленности, строительстве,
сельском хозяйстве. Наиболее показательными примерами использования шпагата
являются - обвязывание коробок, ящиков, упаковок. Различают шпагат по его
толщине, по материалу из которого он изготовлен, структуре и виду отделки.
Основная терминология:
- Верёвка альпинистская — специальная верёвка с особыми динамическими и
прочностными качествами, применяемая в альпинизме, скалолазании, высотных
работах и спелеологии.
- Шпагат (бечёвка) — тонкая прочная нить для упаковки, сшивания и т. п.,
изготавливаемая скручиванием бумаги, лубяных волокон, химических волокон или
нитей, а также их сочетаний.
- Шнур — достаточно тонкая бечева, провод или верёвка.
- Линь — тонкий корабельный трос. Во времена парусного флота делался из пеньки.
- Канат - толстая прочная верёвка из переплетённых растительных, синтетических
или металлических волокон.
- Трос — витое или крученое канатно-веревочное изделие.
- Фал — корабельная снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота,
стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг,
гафелей), флагов, вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях,
относятся к бегучему такелажу.
Хранение веревки - это довольно важный вопрос. От того, как она хранится,
зависит и то, сколько ею можно будет пользоваться.
- Веревку следует хранить в сухом, темном, прохладном месте. Желательно в чехле
или упаковке.
- Ее нельзя держать в растянутом состоянии, при этом теряются ее эластические
свойства.
- Если веревка загрязнилась — ее нужно постирать порошком, хорошо промыв от
моющего средства, сушить ее нужно в разложенном (не растянутом!) состоянии. Если
веревка грязная — во-первых, быстрее ухудшаются ее эластичные свойства,
во-вторых, во время нагрузки натянутые внутренние волокна веревки могут
повредиться о частички грязи, например о песчинки.
- Не подвергать веревку химическому и тепловому воздействию.
- Внимательно осматривать веревку на наличие повреждений оплетки или внутренних
повреждений, особенно перед использованием. При наличии повреждений — заменить
веревку или обрезать поврежденный участок.
- После сильных рывков веревку желательно заменить (смотря какой рывок и смотря
сколько их было).
- Использовать веревку можно 2 года, но не более 5-ти лет с момента её
изготовления. При этом происходит старение волокон, ухудшение их качеств, их
деполимеризация. После 5 лет эксплуатации ее свойства могут измениться
настолько, что она не будет пригодна для использования.
|